Сергей Белков (flavorchemist) wrote,
Сергей Белков
flavorchemist

Categories:

К вопросу о механизме обоняния

Был задан вопрос - а как же мы воспринимаем разные ароматы.
С технической стороны как это происходит можно посмотреть здесь или на видео (на английском).



Есть и на русском, очень подробно, но с примесью какой-то непонятной религиозной ерунды. Я сначала хотел над такой трактовкой поиздеваться, но не буду.

Не смейтесь, ничего другого найти не смог на родном языке. Если кто-то найдет - дайте ссылку, я поменяю.  Если религиозную подоплеку выкинуть из головы, то в принципе все понятно. 
Но, опять же, это техническая сторона - как вещества попадают в нос, как возникает нервный импульс и т.п., достаточно очевидно и скучно. Можно и не смотреть.


Продолжение и окончание, Слова "сотворены", "замысел" - надо пропускать, иначе взрыв мозга.



Это с технической стороны.

Интересен же больше другой вопрос.

Со вкусом очень просто - 5 разновидностей рецепторов - 5 базовых вкусов. Одно вещество действует на одни рецептор.

С обонянием сложнее - около 350 разновидностей рецепторов (общим количеством около 50 000 000 на небольшой площади в 2,5 кв.см) и несколько тысяч воспринимаемых ароматов. Противоречие? Нет.

Почему же мы можем воспринимать огромное количество запахов. Подробный (n-летней давности, правда) отчет можно почитать на английском здесь.

Все происходит достаточно просто. Как, владея ограниченным количеством информационных единиц, создать/записать неограниченное количество информации?

Механизм такой же, как когда мы кодируем музыку в ноты или буквы в слова и дальше в книги, или как 20 аминокислот дают огромное разнообразие белков, или как в 4-х нуклеотидах зашифрованы мы целиком.

Я, если честно, во всех этих рецепторах только поверхностно разбираюсь. Описываю очень упрощенно. Если нужно глубоко и геометрией -  уже даденной выше ссылке или в гугле.

Каждое вещество может реагировать с одним или несколькими рецепторами упрощенно по механизму ключ/замок. Может с одним, двумя, тремя и так делее.

Переходя к аналогии с алфавитом, каждое вещество выбивает из клавиатуры с буквами-рецептороми отдельное слово. Набор веществ составляет уникальное предложение или даже поэму. С точки зрения музыкальных аналогий  вещество извлекает аккорд на клавишах пианино - рецепторах. Набор веществ - это мелодия.

Каждая мелодия при этом будет уникальна. Именно поэтому очень легко подобрать нужный вкус, но практически невозможно воспроизвести аромат - достаточно поменять один казалось бы неважный компонент - меняется вся мелодия.
На работе же это требуют в ежедневном формате. Что немного раздражает.

По ссылке (не поленитесь) - очень понятная и симпатичная визуализация механизма. У меня не открывается в Опере, но в IE точно откроется.
Надо кликать на молекулы - они будут взаимодействовать с рецепторами. То же самое происходит и в носу, только молекул и рецепторов больше.

PS Подумалось: последовательность из 4 нуклеотидов по сути руководят последовательностью сборки 20 аминокислот, которой определяется строение 350 рецепторов, которые в свою очередь определяют восприятие тысяч разных ароматов. Мы даем веществам (составляющим аромат) названия из букв (снова кодируем), вбиваем рецептуру ароматизатора в компьютер, то есть опять кодируем, но уже в нули и единицы. Во как.

Tags: обоняние
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments